методическая работа
Структура методической деятельности
Функция повышения квалификации
Функция повышения квалификации направлена на рост профессионального уровня тренерско-преподавательского состава и управленческих категорий детско-юношеской спортивной школы. Повышение квалификации может осуществляться через следующие организационные формы: курсы повышения квалификации, консультации, наставничество, самообразование, дистанционное образование, научно-практические конференции, методические занятия, открытые учебно-тренировочные занятия, проведение деловых игр с сотрудниками спортивной школы.
Научно-методическая деятельность.
Прогностическая функция направлена на выбор наиболее целесообразного и эффективного содержания деятельности спортивной школы. Базируясь на системном подходе, она обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, объектами которого выступают:
- прогностически значимые исходные и этапные показатели при отборе перспективных юных спортсменов;
- будущие возможности материально-техническое и программно-методическое обеспечение; количество, уровень подготовленности и возраст учащихся; кадровая политика (перспектива); - ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае использования инновационных процессов;
- последствия конкретных управленческих решений.
Проектировочная функция предполагает:
- выработку концептуальной перспективной модели деятельности детско-юношеской спортивной школы.
- разработку адаптированных образовательных программ и технологий их реализации;
- подготовку методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность;
- проведение научно-исследовательской деятельности (экспериментальную разработку инновационных технологий образовательного и воспитательного процессов, научно-исследовательская деятельность).
- экспериментальное обоснование наиболее продуктивных методов обучения и методов организации обучения и т.п.
Научно-исследовательская деятельность
На современном этапе развития спорта достижение высоких результатов невозможно без научного обеспечения учебно-тренировочного процесса. Тренер, работающий по принципу «делай, как я», не учитывающий в своей деятельности достижений спортивной науки, не сможет подготовить чемпионов и рекордсменов. Ученые, работающие со сборными командами, помогают тренеру учитывать малейшие нюансы физического, психологического, морально-волевого состояния спортсмена, помогают подготовить его к главным соревнованиям сезона и тем самым способствует достижению спортсменом наивысших результатов. Многие тренеры сами занимаются научными исследованиями. Можно привести множество примеров известных тренеров, деятелей физической культуры и спорта, которые успешно сочетают свою основную работу с научной деятельностью. Специалисты спортивных школ должны владеть навыками научного мышления, основами организации и методики проведения научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта.
Выбор темы.
Выбор темы научного исследования – важная задача. От него зависит успех работы в целом. Критериями правильности выбора темы являются: актуальность темы; изученность темы; уровень теоретической и практической подготовки исследователя; наличие условий и средств для организации исследователя; не слишком широкий охват вопросов, входящих в тематику исследования; практическая выполняемость темы. При выборе темы исследования необходимо ознакомиться с основной литературой по изучаемой проблеме, определить степень изученности того или иного вопроса. Для спортивной школы наибольшую значимость представляют следующие направления исследований: методика воспитания физических качеств в возрастном аспекте, система построения многолетней подготовки юных спортсменов, нормирование и структура тренировочных воздействий, система отбора юных спортсменов, методика комплексного контроля подготовленности учащихся спортивных школ и ряд других. Также представляет интерес проблема управления спортивной школой в современных условиях, различные аспекты деятельности руководителей и организаторов методической работы в спортивной школе. Научное исследование – это управляемый процесс, направленный на получение новых знаний. Управление процессом научного исследования осуществляется как принятие и исполнение решений. Началу исследования предшествует его тщательное планирование. Организация научного исследования начинается с составления плана, в плане указываются сроки начала и окончания этапов разработки темы с перечислением выполняемых заданий. Обычно намечаются следующие этапы: сбор и изучение литературных источников (выявление литературных источников по библиографическим указателям, составление картотеки литературы, чтение источников); - определение объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является учебно-тренировочный, воспитательный, учебный, организационный процесс, т.е. то, что исследуется.
Предметом исследования является прогнозирование, развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса, т.е. то, что в этом объекте получает научное объяснение, качество учебно-тренировочного процесса. Именно предмет исследования определяет тему исследования.- формулировка цели, задач и рабочей гипотезы исследования.
Цель исследования – конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. Цель формулируется кратко, точно, выражая тот результат, к которому стремиться исследователь. Определив цель, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы.
Задачи исследования – круг проблем, которые необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.
Гипотеза исследования – это предварительное предположение о возможных результатах исследования. Гипотеза – это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявленные факты. В ходе исследований гипотеза может быть подтверждена, подвергнута коррекции или отвергнута как оправдавшая себя;
- этап исследований: выбор методов исследований, овладение методикой исследований, постановка предварительного и основного экспериментов, обработка экспериментальных данных, обобщение результатов исследований;
- этап завершения и оформления исследования – описание результатов исследования, формулирование выводов и практических рекомендаций, оформление результатов исследования (в виде методической разработки, статьи, диссертации учебного пособия и т.д,). Внедрение результатов исследования в практику (в форме методических рекомендаций). Достижение желаемых результатов спортивной тренировки невозможно без ее научного обеспечения, что предполагает овладение современными методами научных исследований.
В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, наибольшее распространение получили следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) анализ документальных и архивных материалов;
3) метод опроса – беседа, интервью и анкетирование;
4) педагогическое наблюдение. Хронометрирование (частный случай педагогического наблюдения);
5) педагогический эксперимент;
6) контрольные испытания тестирование физической подготовленности спортсмена;
7) методы исследования физического развития;
8) математико-статистические методы.
Выбор методов исследования обусловлен спецификой изучаемой проблемы. Во всех случаях избранная методика исследования должна соответствовать главному требованию – обеспечить получение объективного и достоверного научного материала.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс
Одним из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования является внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Компьютер – универсальный инструмент, дающий возможность работать практически со всеми видами информации, существующими в современном мире. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития во всех образовательных учреждениях в том числе и в учреждениях дополнительного образования.
Использование медиаресурсов на тренировках может решать следующие учебные задачи:
- Устранение дефицита количества информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в книгах нет определённых иллюстраций, схем, текстов и т.д.).
- Повышение эффективности индивидуального подхода к работе обучающихся.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала (одновременная визуальная и аудиальная подача учебного материала повышает эффективность его усвоения на 60%).
- Формирование информационной культуры спортсмена (поиск, отбор, переработка, упорядочение информации).
- Развитие наглядного образного мышления.
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса (за счёт уменьшения времени подачи учебного материала).
На современном этапе владение компьютером для тренера-преподавателя – это:
- возможность создавать иллюстративный и учебный материал к тренировкам в форме авторских презентаций;
- создавать и тиражировать собственный дидактический материал с учётом индивидуальных способностей обучающихся группы;
- проводить тестовый контроль знаний обучающихся;
- разрабатывать учебные пособия к отдельным разделам курса или к авторскому элективному курсу;
- привлекать обучающихся к созданию учебных и социокультурных проектов с использованием медиаресурсов;
- использовать имеющиеся электронные учебные пособия по волейболу.
Эффективность внедрения ИКТ в образовательный процесс во многом определяется системным подходом администрации ДО к решению данного вопроса.
Методическая копилка
"Библиография сама по себе не даёт знания, но это ключ к знанию, она способна открывать кладовые знания". /С.А. Венгеров/